135 лет Николаю Устрялову
Представьте себе двух людей: один - директор пресс-бюро отдела печати при Колчаке, член партии кадетов, русский националист, учитель философии у Родзаевского, долгое время живший в белоэмигрантском Харбине, был расстрелян в СССР за повешенную на него "шпионскую деятельность в пользу Японии". Другой - сторонник большевистской власти, активно критикующий белое движение за предательство Родины и продажу ее интервентам, философ, доказывающий право большевиков на власть в России и написавший несколько работ с критикой нацизма/фашизма, работавший на Советский Союз сотрудником КВЖД, будучи готовым к тому, что эта власть может его убить.
А теперь соедините эти два образа и поймите, что все это один человек - Николай Устрялов.
Николай Васильевич был главным русским идеологом национал-большевизма. Его работы обсуждались на съездах ВКП(б), его идея о национальном характере сталинской власти не только находила отклик у западных политиков (например у немецких национал-большевиков Эрнста Никиша с Карлом Отто Петелем и испанского национал-синдикалиста Рамиро Ледемсы), но и по сути была окончательно воплощена в жизнь самим Сталиным в период начала Великой Отечественной войны.
К сожалению, посмертно амнистированный Устрялов пал жертвой ложного обвинения, ставшего одним из многих вопиющих необоснованных расстрелов при функционере Ежове. В честь юбилея Николая Васильевича иркутские нацболы сделали граффити в Топкинском районе, взяв цитату Устрялова из личного дневника:
"..покидая красный Иркутск, я занял здесь весьма одиозную для правых позицию «национал-большевизма»".












































