«Здесь был Вася», «Ира + Максим», «Сочи-1995» и другие подобные надписи на камнях мы видим так часто, что, кажется, перестаем их замечать

«Здесь был Вася», «Ира + Максим», «Сочи-1995» и другие подобные надписи на камнях мы видим так часто, что, кажется, перестаем их замечать. И только перебирая фото из поездок, задумываемся: почему на моих кадрах отметились незнакомые люди? На том же пляже Листвянки 50 квадратных метров чьих-то имен нарушают величественное спокойствие живописных берегов озера. И единственная, кто может вернуть скалам первозданный вид, — автономная некоммерческая организация (АНО) «Сила Байкала».

44-летний иркутянин Егор Власов организовал АНО «Сила Байкала», чтобы очистить скалы для будущих поколений. А началось все с того, что во время одной из семейных поездок в поселок Аршан, глядя на водопад, его десятилетний сын Федор спросил: «Папа, а зачем эти надписи в таком красивом месте? Такие красивые скалы, трава, деревья, водопад, река... Зачем нужно было что-то писать?» Ребенок сразу заметил очевидное: рукотворный тег в природе — явно чужеродный, лишний объект.

Можно было, конечно, ответить и забыть, но Егор не такой человек. Вопрос сына задел его за живое, ведь именно его поколение оставило детям уродливое «наследие».

К проекту очистки скал Егор Власов подошел основательно. Сначала смастерил метровую линейку и побывал с ней на пешеходных маршрутах, фотографируясь возле надписей, а затем оценил «масштаб бедствия» в квадратных метрах. Исписанными оказались самые популярные места Прибайкалья, больше всего те, где можно оставить рисунок с земли. Невероятное количество тегов обнаружилось вдоль КБЖД, в том числе прямо на исторических стенах тоннелей!

Но это не значит, что нужно опускать руки. Ближайшие к Иркутску опытные чистильщики находятся на Алтае, но их способ, как оказалось, не подходит для байкальских скал.

— Надписи стирают металлическими щетками, смывают химическими веществами, самые уникальные товарищи закрашивают их в цвет породы. «Чистый Алтай» использует пескоструйный аппарат. Этот способ хорош, но и он вредит поверхности, царапает камень, работает недостаточно точечно. А у нас в Прибайкалье больше десяти видов краснокнижных мхов, которые трогать нельзя, — объясняет Егор Власов. — Кроме того, компрессор пескоструя большой и тяжелый, с ним не заберешься на наши скалы. Я нашел прибор в виде 20-килограммового ранца с пистолетом, как у охотников за привидениями, — лазер для очистки механизмов.

Егор отправил производителю аппаратов в качестве образца байкальский камень, который сам изрисовал в целях эксперимента. Лазер прошел тест на ура, краска исчезла под воздействием лучей, отражающихся от поверхности породы под надписью. Найдя это решение, Егор создал некоммерческую организацию «Сила Байкала», два года назад купил лазер и приступил к работе.

Продолжение — на нашем сайте.

Источник: Telegram-канал "Газета «Иркутск»"

Топ

Лента новостей