ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН:
тост уходящего дня
Не раз писал о боевых династиях на СВО: сын пошел на фронт вслед за отцом, отец – вслед за сыном. Но в День отца хочу вспомнить далекую семейную пару, с которой встретился на Братском кладбище Севастополя, на Северной стороне. Брат, с которым бродили меж могил героев Крымской войны, вдруг подозвал: «Смотри, отец и сын». И перевел с немецкого, который не зря учил в школе:
«Здесь почивают в бозе генерал-майор Александр фон Адлерберг, родился 5 октября 1806 года. И сын его юнкер Николай фон Адлерберг, родился 19 апреля 1837 года. Оба остались под Севастополем 10 мая 1855 года».
Они погибли в один день. Отец (это он с повязкой на глазу)– в бою за окопы-ложементы на берегу Карантинной бухты. «В ту минуту, когда французская гвардия бросилась на штурм, пал, пораженный двумя пулями. Первая попала ему в ногу, и он упал. В досаде, генерал приподнялся, пытаясь встать при помощи адъютанта, но вторая пуля поразила его смертельно в грудь...».
Сын - юнкер князя Орловского Варшавского егерского полка, узнав о гибели отца, ночью отправился в одиночку искать его тело. И был разорван взрывом ядра.
Сохранились воспоминания о прощании с ними:
«Артиллерия и команда солдат ожидали на Северной стороне прибытия тела. Во втором часу причалила печальная шлюпка. В передней части ее возвышался крест и сидел священник. Тело Адлерберга-отца было в черном бархатном гробе, а сына его - в розовом. В числе провожатых были и дамы. Процессия тронулась от Северного берега к кладбищу…»
Старший сын генерала, тоже Александр (это его портрет), в год гибели отца был зачислен в Пажеский корпус. Геройствовал на русско-турецкой войне и Первой мировой. В Гражданскую принял сторону белых и умер в эмиграции.
А его сын-мичман, конечно, тоже Александр пал смертью храбрых в Цусимском сражении на эскадренном броненосце «Император Александр III».
Не удивлюсь, если на этот пост откликнется воюющий сегодня где-нибудь под Покровском прапрапраправнук генерала Адлерберга…
За отцов!